Инклюзивное образование
Инклюзивное образование регулируется на
следующих уровнях нормативно-правовой базы: международные документы;
федеральные; правительственные; ведомственные; региональные; локальные акты образовательной организации.
Международные документы
- Один из первых специальных международных актов, обратившихся к вопросу соблюдения прав личности, к которым относится и право на образование, — «Всеобщая Декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948. Это основа для других международно-правовых документов в области защиты прав личности. Декларация провозгласила как социальные, экономические и культурные, так и политические и гражданские права.
- Декларация прав ребенка (провозглашенная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959).
- Международно-правовой документ обобщенного характера, признавший право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права: «Декларация о правах инвалидов» — провозглашена резолюцией 3447 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1975.
- «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.12.1993. Основной всеобъемлющий документ, защищающий права инвалидов.
- «Саламанкская декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7—10.06.1994). Призывает правительства всех стран: уделять первоочередное внимание необходимости придать «включающий» (инклюзивный) характер системе образования; задействовать принцип «включающего» (инклюзивного) образования как компонент правовой или политической системы; разрабатывать показательные проекты; содействовать обмену с государствами, имеющими опыт работы в сфере «включающей» (инклюзивной) деятельности; разрабатывать способы планирования, контроля и оценки образовательного обеспечения детей и взрослых; способствовать и облегчать участие родителей и организаций инвалидов; финансировать стратегию ранней диагностики и раннего вмешательства; финансировать развитие профессиональных аспектов «включающего» (инклюзивного) образования;обеспечивать наличие должных программ по подготовке учителей.
- Самым значимым международным документом в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является «Конвенция о правах инвалидов», принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеей ООН от 13.12.2006. Подписана Россией 24.09.2008.
Государства-участники признают право
инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на
основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное
образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни.
Федеральные документы
- Конституция Российской Федерации. Статья 43 гласит: «Каждый имеет право на образование». Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями на 25.12.2015). Содержит ст.19 «Образование инвалидов». Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения.
- Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (ред. от 29.12.2015). Уделено особое внимание реабилитации и абилитации инвалидов.
Ст. 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - это обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий.
Предоставлено право выбора образовательного учреждения, образовательного маршрута семьям, воспитывающих детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование рассматривается как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особенных образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В соответствии с ФГОС программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы образования и должна обеспечить:
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.